Полку универсальных транспортных средств прибыло. В год 100-летнего юбилея ISUZU на рынке появилось полноприводное малотоннажное шасси NPS75 LH (4x4) c автогидроподъемником Чайка- Socage T319. Модель предназначена для монтажных, строительных, отделочных и прочих видов работ не только в населенных пунктах, но и там, где кончается асфальт.
Новинка сезона — автовышка Чайка-Socage Т319 — создана специально для России. Ключевые отличия от других изделий аналогичного класса — увеличенный до 13,5 м вылет стрелы и возросшая до 300 кг (на вылете 10,2 м) грузоподъемность люльки-корзины. Телескопическая стрела с люлькой установлена над кабиной, тогда как чаще всего в транспортном положении корзина располагается сзади.
На шасси ISUZU NPS75 LH (4x4) может быть смонтирован АГП с высотой подъема от 12 до 28 м, в нашем же случае рабочий параметр в золотой середине — 19 м. Профессионально выполненный монтаж характерен для изделий машиностроительного завода «Чайка Сервис» из Нижнего Новгорода. В случае с автогидроподъемником на шасси ISUZU это еще и удачный симбиоз дизайна с рабочими характеристиками.
Такое впечатление, будто полнокомплектное транспортное средство выпущено в Японии. А после знакомства с ним в деле это ощущение только усиливается. Итак, платформой для надстройки выбрано прочное и в то же время надежное шасси ISUZU NPS75 HL (4x4) с постоянным задним, подключаемым передним приводом и двухскоростной раздаточной коробкой. Такое шасси поставляют не только в Россию, но и на рынки стран с тяжелыми дорожно-климатическими условиями: в Юго-Восточную Азию, Австралию и Новую Зеландию. По логике, это свидетельство уникальных возможностей компактного грузовика со всеми ведущими колесами.
ПРИРОЖДЕННЫЙ УНИВЕРСАЛ
Компоненты шасси грузовика прошли проверку временем, погодой, нагрузками и расстояниями. Прежде всего речь идет о крепкой универсальной раме шириной 850 мм и высотой 176 мм со множеством технологических отверстий. Имея за кабиной 4305 мм длины, рама адаптирована к установке всевозможных надстроек различных производителей и позволяет использовать коробку отбора мощности без дополнительной подготовки. Так что «свадьба» автовышки и шасси прошла как по маслу. Сильная сторона по-японски практичного автомобиля — короткая колесная база в 3395 мм. Она позволяет уверенно держаться в плотном транспортном потоке, требует минимум пространства при работе на объекте и создает отличную геометрическую проходимость. Этому способствуют полный привод и высокий дорожный просвет: расстояние от поверхности дороги до нижней точки автомобиля (не менее 220 мм) существенно выше, чем у обычного среднетоннажника с приводом только на заднюю ось. Отсутствие фронтальной противоподкатной защиты обеспечило солидный угол атаки в 30 градусов, что трудно переоценить в сельской местности и вне дорог общего пользования.
С практической точки зрения автомобиль хорош при повседневном обслуживании: часть заливных горловин выведена наружу так, чтобы доливать технические жидкости можно было без подъема кабины. Большинство узлов ходовой части необслуживаемые, что экономит время и деньги владельца. В случае повреждения элементы конструкции легко демонтируются и не требуют больших материальных затрат. Словом, в ISUZU NPS75 LH (4x4) тщательно продумана каждая деталь
КАБИНА БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ
В кабине, имеющей габаритную ширину (без зеркал) 2040 мм, прослеживается хорошо просчитанный разумный минимализм. По факту она 2-местная, с полноценными высокими креслами. На спинке пассажирского сиденья есть откидной столик. Вход в кабину удобен даже для невысокого человека. Нижняя ступенька служит хорошей опорой при входе и выходе, а расположенная выше ячеистая «вафельница» отлично задерживает грязь с обуви. В то же время на стойках ветрового стекла и боковых стенках есть прочные поручни, держась за которые точно не упадешь. Деловитая скромность оформления интерьера оправдана практикой эксплуатации и рачительным подходом к затратам средств. Однако подобная экономия не мешает обеспечивать высокий уровень пассивной безопасности и скрупулезно выверенную эргономику.
Если вы человек не баскетбольного роста, оптимальная посадка за рулем вам обеспечена. Несколько манипуляций регулятором угла наклона рулевой колонки и продольным перемещением подушки сиденья — и водитель в своей тарелке. Тут же бросается в глаза большая площадь остекления, благодаря чему с обзором никаких проблем. Помогают наружные зеркала заднего вида, в которых отныне появился дополнительный сферический сегмент контроля мертвой зоны. Справа добавлено и тротуарное зеркало, позволяющее проводить миллиметраж при маневрировании на объекте. Светло-серый пластик создает ощущение увеличенного пространства и легкости. Он долго не загрязняется, без проблем моется и выдерживает широкий диапазон перепада температур. Кроме того, японский материал обладает хорошей механической прочностью и наверняка прослужит долгие годы. Информационное поле приборной панели спрятано от солнечных лучей, а изогнутое стекло щитка приборов препятствует образованию бликов. Аналоговые приборы с черными циферблатами и контрастными белыми шкалами позволяют в мгновение ока считывать нужные данные. Блок контрольных лампочек преимущественно красного и оранжевого цветов размещен в удобной зоне — сверху между тахометром и спидометром. Он не перегружен трудночитаемыми символами: отображается только самая важная информация.
МАНЕВРЕННЫЙ ВЕЗДЕХОД
Дизельный двигатель работает тихо, а главное — стабильно. Он достаточно эластичен и обладает хорошей топливной экономичностью. Динамика разгона нарастает напористо, но спортивное ускорение здесь не требуется. Автомобиль уверенно держится в транспортном потоке и не провоцирует сидящего за рулем на опасную езду наперегонки. В то же время мощности в 155 л. с. достаточно, чтобы прибыть в пункт назначения вовремя и с минимальным расходом ДТ.
На удивление, наличие переднего ведущего моста не превращает ISUZU NPS75 LH (4x4) в неумеху на дороге. За счет поворота управляемых колес на большой угол он стабильно вписывается в ее крутые изгибы и легко разворачивается на ограниченных площадках. Оптимальный диаметр и хват рулевого колеса вместе с гидроусилителем делают маневрирование простым и безопасным. Единственное, о чем нужно помнить при перестроении во дворах и на притротуарной территории с билбордами, рекламными щитами, киосками и другими объектами, — габариты надстройки, выступающие за контуры грузового шасси. На бездорожье не стоит излишне рисковать, забывая о высоком центре тяжести. Пусть машина и вездеходная, но все же это не бронетранспортер, чтобы штурмовать на нем окопы и крутые склоны.
СОВОКУПНОСТЬ ДОСТОИНСТВ
Что в сухом остатке? Только положительные эмоции и самые высокие оценки! Транспортное средство Чайка-Сервис 2784 QR на шасси ISUZU NPS75 LH (4x4) получилось из разряда «что надо» или «прямо в яблочко». И это не преувеличение, подтверждение чему — высокие эксплуатационные свойства. Сочетание современных технологий японского автостроения и опыта российского «бодибилдера» позволили получить оптимальный результат.
На ходу ничего не скрипит, не стучит, не дребезжит — материалы-то и технологии японские! Оптимальная посадка водителя за рулем снижает физические нагрузки и повышает порог утомляемости. Водитель с нужной квалификацией без труда справится с управлением надстройкой, большой экипаж не требуется, что для частного предпринимателя или транспортной компании — реальная экономия средств.
Многие операции по обслуживанию и большинство видов текущего ремонта владелец автовышки способен выполнить своими силами. А это означает минимизацию простоев и связанных с ними потерь в виде упущенной выгоды и неустоек. Интервал прохождения периодического ТО составляет 20 000 км и принципиально ничем от регламента по модели NPR75 (4x2) не отличается. Добавлены лишь операции по обслуживанию раздаточной коробки и переднего ведущего моста. Автомобиль обладает низкой стоимостью владения, долгим сроком службы и хорошей ликвидностью на вторичном рынке, что в умелых руках делает его особенно привлекательным инструментом доходного бизнеса. Для чего, собственно, он и создан!
О СЕРИИ ELF
Новое шасси малотоннажного грузовика NPS75 (4x4) имеет ряд отличий от хорошо зарекомендовавшей себя модели NPR75 (4x2). В частности, у новинки значительно выше дорожный просвет: он как минимум на 10 мм больше (свыше 220 мм вместо стандартных 210 мм). Отсутствие переднего противоподкатного бруса, увеличенный угол въезда и короткие свесы повышают геометрическую проходимость автомобиля. Узлы подвески и навесное оборудование в нижней части рамы высоко расположены над дорогой и менее уязвимы перед ямами, выбоинами и ухабами. Протектор шин All Terrain обеспечивает надежное сцепление с дорожным полотном с разным коэффициентом сцепления в любой сезон и в любую погоду.
Стандартная модификация колесной базы «Н» в 3395 мм обеспечивает автомобилю отличные показатели продольной и поперечной проходимости. Для тех, кому требуется более вместительное шасси под большую кузовную надстройку, предлагается модификация «К» с расстоянием между осями в 3845 мм (+450 мм). Новинка получила двигатель экологического класса Евро-5 (ранее был Евро-4). Объем топливного бака увеличен со 100 до 140 л. И главное: автомобиль имеет подключаемый передний мост, т. е. полный привод, а у предшественника он классический — только на заднюю ось. Передаточное число главной передачи на ISUZU NPS75 составляет 4,5 (на NPR75 — 4,1). Более «тихоходная» передача рассчитана на тяговые параметры для эксплуатации вне асфальта. Внедорожный характер использования шасси прослеживается и в тормозных механизмах: на NPS75 они закрытые барабанные, в то время как на NPR открытые дисковые.